ГУО "Ясли-сад №131 г.Гомеля"

246045 г. Гомель, ул. Свиридова 23-а,
тел. 8-0232-29-37-66, 8-0232-53-74-06,
e-mail: detsad131@jdroo.by
Регистрационное свидетельство № 490651467 от 28.04.2012 г.
Банковские реквизиты: Филиал №302 АСБ "Беларусбанк",
БИК AKBBBY21302,г. Гомель, пр. Космонавтов 32, УНП 400052023
ОКПО 02150645, 
расчетный счет BY61AKBB36424020030443100000
О нас
История
График работы
Одно окно
Наш коллектив
Наши достижения
Методическая копилка
Администрация
Вопрос-ответ
Гостевая книга
Новости
Наши праздники
Родителям
МЧС информирует
Правовая страничка
График приема граждан
Поступаем в детский сад
Оздоровление
Консультации специалистов
Питание дошкольников
Медицинская страничка
Ребенок в безопасном мире
Образовательные услуги
Полезные ссылки
Попечительский совет
Мая Радзiма - Беларусь
Вывучаем беларускую мову разам

 

10.08.2020

Организация и методика проведения прогулки в учреждении дошкольного образования

    Пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут - 4 часов в зависимости от режима работы дошкольного учреждения и в соответствии с программой дошкольного образования, утверждённой в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

    Во время прогулки должны быть обеспечена двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.

    Сокращение времени пребывания воспитанников на открытом воздухе не допускается.

 Подготовка к прогулке

    Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

- первая подгруппа детей, включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

- в летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

    Воспитатель средней и старшей группы  предлагает воспитанникам внимательно посмотреть на себя в и случае необходимости устранить имеющиеся недостатки в одежде; в младших группах сам внимательно осматривает детей и устраняет неполадки в одежде детей.

Структура прогулки

1.​ Наблюдение. 
2.​ Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры. 
3.​ Индивидуальная работа. 
4.​ Труд детей на участке. 
5.​ Самостоятельная игровая деятельность. 
  Последовательность компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. 

Рассмотрим компоненты подробнее

1Наблюдение

    В младшем возрасте занимают не более 7-10 минут. В старшем возрасте - от 15 до 25 минут, проводятся ежедневно, должны предлагаться разные объекты для рассмотрения. 

Объекты для наблюдений: 
живая природа: растения и животные;

  • неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (солнце, облака, дождь, снег, ручьи и т.д.);
  • Труд взрослых.
  • Общественная жизнь. 

Виды наблюдений: 
·​ Кратковременные - организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления. 
·​ Длительные - для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. 

 

2. Подвижные игры и физические упражнения
 

  Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Физическая нагрузка данного компонента зависит от предыдущих занятий. Время проведения подвижных и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних группах– 10-15 минут, в старших – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших – 12 -15 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). В младших группах рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя, животным). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей. В старшей группе - игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку. 

3. Индивидуальная работа

    Исходя из учёта достижений воспитанников. Используются игры: дидактические, словесные, математические, рисование, упражнения по развитию движений. (в соответствии с разделами Учебной программы дошкольное воспитание). 

4.Трудовая деятельность. 

    Длительность труда не должна превышать 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. 

Формы организации труда детей: 
· индивидуальные трудовые поручения; 
·​ работа в группах; 

·​ коллективный труд. 
 

5. В самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе специально организованной деятельности и нерегламентированной, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр при прямом или косвенном руководстве педагога. 

10.08.2020


22.06.2020

 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЛЕТОМ

     Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования воспитанников в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

- включенность педагога в деятельность наравне с воспитанниками;

- добровольное присоединение воспитанников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение воспитанников во время деятельности;

- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности воспитанников физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

- утреннюю гимнастику;

- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

- самостоятельную двигательную деятельность;

- закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

- комплекс общеразвивающих упражнений;

- обыгрывание сюжета;

- 3-4 подвижные игры;

- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

- оздоровительный бег на участке;

- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности воспитанников и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание уделяться индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала осуществляться с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

- комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной);

- профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

- развитие координационных способностей;

- развитие физических качеств;

- совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

- элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

- игры с элементами спортивного ориентирования.

- комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления в дошкольном учреждении образования созданы следующие условия:

- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания включены в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3ч 20мин – 4ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

- многократное умывание в течение дня;

- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

- ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

- музыкальную деятельность воспитанников;

- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

- включение изобразительной деятельности в детские праздники;

- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

- использование музыки в режимных моментах;

- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;

- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);

- сольное и коллективное музицирование;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

- на прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки – хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

1.     Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

2.     Музыкальные игры с пением, хороводы.

3.     Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

- развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

- формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

- формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

- развитие музыкально-творческих способностей.

4.     Игры с музыкальными инструментами.

5.     Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

22.06.2020


16.06.2020

«Как разнообразить летний отдых детей»

  • Лето в полном разгаре, и родителям пора подумать о проведении своего отпуска и отдыха детей, ведь наши дети, точно так же, как и мы с вами, нуждаются в новых впечатлениях, эмоциях, смене обстановки. Вспомните себя в детстве. Чего вы больше всего ждали? - Отпуска родителей. Что же приходит первое на ум?
  • Берег моря и куча детей, которые возятся в песке, строят различные башни и замки, украшают их «драгоценными» камнями, веточками, ракушками… Все это нужно и нашим детям, ведь строя что-то из песка ребенок не только получит удовольствие, но и закрепляет свойства песка, развивает творчество (у друга забор из прижатого ладошками песка, а у меня… из палочек), ребенок учится общаться со сверстниками, так как они просто будут заинтересованы его игрой, будут советоваться, пытаться помочь. Можно пригласить теперь уже новых друзей поиграть в мяч, покупаться, поплескаться или заняться прочими приятностями.
  •  
  • Для детей врачи рекомендуют использовать природные богатства: солнце, воздух и воду, ведь при разумном их сочетании можно укрепить здоровье ребенка. А для того, чтобы обогатить себя и своих чад впечатлениями не обязательно ехать куда-то далеко, ведь родная климатическая зона - это лучший вариант короткого отпуска, так как пребывание в ней не требует акклиматизации. Нужно лишь оглядеться вокруг и решить вместе с детьми, чем можно заняться завтра, при этом вы еще научите своего ребенка планировать, рассуждать и приводить свои доводы.
  •  
  • Если есть рядом лес, то можно организовать прогулку по лесу: пешую или на велосипедах - это тоже добавит разнообразие в повседневность, понаблюдать за красотами родной природы, многообразием насекомых, вспомнить названия растений, собрать гербарий, послушать звуки леса, поиграть в любимые с детства игры «Вышибалы», «Бадминтон», «Прятки». Вы можете передать ребенку весь тот богатый опыт и знания, который накопился у вас за ваши годы жизни, рассказать ему много интересного из личного опыта, а если вы чего-то не знаете сами, то по приходу домой можете, например, отыскать сфотографированного жука в энциклопедии или компьютере, прочитать о его особенностях, месте обитания и тому подобное. Таким образом вы пополните знания ребенка об окружающем мире, научите его сравнивать объекты, добывать информацию.
  •  
  • Также вы можете провести свой отпуск на любимой даче, ведь такой отдых подходит для детей любого возраста и имеет свои плюсы, нужно лишь предоставить детям возможность проявлять самостоятельность, свободу действий. Не секрет, что дети любят возиться с водой, ну и пусть наливают ее в разные емкости, пускают туда палочки, листики, представляя, что это кораблик, поливают грядки, экспериментируют, смешивая воду с глиной, песком, землей. А сколько здесь возможностей окунуться в мир живой природы: понаблюдать как растут овощи и фрукты, порхают с цветка на цветок бабочки и пчелы, прячутся в траве кузнечики…
  •  
  • Не забывайте про сочетание приятного с полезным. Используйте любую возможность привлекать детей к посильному труду: принести что-то, полить, собрать ягоды и тому подобное, ведь трудолюбие само собой не возникает.
  • Так же вы можете при сборе урожая закреплять счет, форму, цвет, размер, придумывать с детьми различные задачи, загадки, закреплять пространственные понятия. Интересным для ребенка будет понаблюдать за плывущими облаками, сравнивая их с какими-либо предметами – это развивает творчество, фантазию, учит ребенка видеть необычное в обычном.
  •  
  • Дети также охотно принимают приглашение отправиться в поход или на пикник, но нельзя забывать о том, что для совсем маленьких детей такой отдых может оказаться не по силам, ведь они быстро устают, и вам придется тащить вместе с рюкзаками и маленьких путешественников. Но если вы все-таки решились на такого рода отдых, то тщательно выбирайте маршрут, продумайте остановки для отдыха и приема пищи, и дети будут просто в восторге. Свежий воздух, костер, звездное небо - все это оставит в памяти ребенка незабываемый след, позволит ему прикоснуться к миру природы, сделать массу открытий, а этот опыт особенно необходим для полноценного развития малыша.
  •  
  • Вы также можете выбрать отдых в пансионате, санатории или на туристической базе и в этом отдыхе найдутся свои плюсы, так как их территория ограничена, имеются детские площадки, быт налажен, и вы сможете больше времени уделить своей семье.
  •  
  • При проведении летнего отдыха не забывайте о следующих правилах:
  • 1) Соблюдайте правильный режим питания, принимайте пищу минимум трижды в день,
  • 2) Следите, чтобы ребенок по долгу не находился под палящими лучами солнца, особенно без головного убора,
  • 3) Не забывайте чаще давать ребенку пить обычную воду,
  • 4) Во избежание кишечных инфекций мойте руки, фрукты и овощи перед едой,
  • 5) Не оставляйте детей без присмотра ни на минуту,
  • 6) Выключайте все доступные электроприборы, храните инструменты и химикаты в недоступных местах,
  • 7) Отправляясь в дорогу, соберите аптечку для оказания первой медицинской помощи.
  •  
  • Если Вы будете соблюдать все вышеперечисленные правила, то надеемся, что ваш отпуск вместе с детьми будет содержательным и наполненным лишь положительными эмоциями.
  • Удачно вам провести лето!
  • 16.06.2020

12.05.2020

Рекомендации для родителей на тему:

«Формирование у детей позитивных установок

к различным видам труда»

     Ведущую роль в  трудовой деятельности детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия и положительному отношению к труду, являются те семьи, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу.

Позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Под влиянием успехов  достигнутых в труде  у ребенка  меняется собственная самооценка. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышление.

Существуют следующие виды труда:

·        самообслуживание     (труд,   направленный   на    удовлетворение

повседневных личных потребностей);

·        хозяйственно-бытовой труд   предполагает   умения    поддерживать

порядок в комнате, дома, участвовать в организации бытовых процессов;

·        труд в природе (на даче, в цветнике, в огороде);

·        ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные

практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения владеть ножницами. Поэтому он вводится в 5-6 лет. В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.

   Организуя трудовую деятельность, взрослый  обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая ребенка на успешность.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и представлений о труде взрослых начинается с младшего возраста. Уже сейчас многие трехлетние дети способны проявлять себя как личность.  У них есть определённые формирующиеся способности, потребности, склонности к той или иной деятельности.

       Формирование  трудовых навыков и умений у детей зависят от их возраста:

В 3-4 года у детей формируется желания к посильному труду.

В 4-5 лет дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

В 5-6 лет добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. В этом возрасте формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Сформированные навыки и умения совершенствуются.

     Ручной труд  дает взрослому  возможность  изучить своего  ребенка, его интересы, его способности. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, поделки ребенок открывает и развивает свои способности. Совместные действия дают возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих, вовлекает детей в трудовой процесс. Ручной труд помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания.

    При организации трудовой деятельности следует  предусматривать  постепенное усложнение процессов трудовой деятельности, постепенно расширять объем трудовых действий.

По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.

При организации любого вида труда необходимо создавать безопасные  и санитарные требования, как к содержанию трудовой деятельности, так  и к самому трудовому процессу.

Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (например, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Взрослый наблюдает за тем, чтобы ребенок  не работал  длительное время в одной позе (с согнутыми коленями, на корточках и пр.), следует обеспечить регулярное проветривание помещения.

Особо ценным является труд на воздухе.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда, например,  сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля за состоянием ребенка. Наблюдая за ними, необходимо обращать внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях ребенка переключают на другой вид  деятельности. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут.

Неизменным в формировании предпосылок трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями.

Сильное влияние на детей, особенно младшего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. 

Дети старшего дошкольного возраста уже способны оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. У них появляется интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают представлениями  об отдельных профессиях и трудовыми действиями, которые связаны с ними.

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Основное время дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. В игре происходит воспроизведение детьми окружающего взрослого  мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, примеряя на себя те или иные  роли, и выполняют их в созданной ими игровой обстановке. В играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, у них активно развивается практическое мышление. У ребенка  появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и творчество. Через игру происходит закрепление и углубление интереса детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросу формирования  позитивных установок к различным видам труда в современном мире носит актуальный характер.

Родители, которые с детства уделяют внимание формированию у своих детей позитивных установок к различным видам труда, воспитают нравственно зрелую трудолюбивую творческую личность.

                                                                                                                  12.05.2020    


Развiццё беларускай мовы у дзяцей у дашкольнай установе

(iз вопыта работы)

___________________________________________________________________________________

 Умовы павышэння эфектыўнасці працы па фарміраванні беларускага маўлення ў дзяцей дашкольнага ўзросту

 

                                                                                                           Шылько Таццяна Мікалаеўна,                                                                                                                       загадчык кафедры педагогікі і                                                                                                                          прыватных методык Гомельскага                                                                                                                  абласнога інстытута развіцця                                                                                                                           адукацыі, кандыдат педагагічных                                                                                                                  навук, дацэнт

           Дашкольны ўзрост з’яўляецца самым спрыяльным перыядам для актыўнага маўленчага развіцця чалавека. Менавіта ў гэты час адбываецца фарміраванне вуснай мовы і навыкаў маўленчых зносін – асновы для станаўлення дзіцяці як асобы.

         Аднак чалавек, які жыве ў грамадстве, дзе актыўна функцыяніруюць дзве дзяржаўныя мовы (руская і беларуская), сутыкаецца з праблемай білінгвізму (двухмоўя). Гэта азначае, што акрамя мовы, на якой размаўляюць бацькі, суседзі, вядзецца навучанне і выхаванне ў дзіцячай установе, маленькі чалавек на працягу свайго развіцця павінен засвоіць другую мову.

      Для вялікай колькасці дзяцей такой мовай з’яўляецца беларуская. Ёй яны авалодваюць не ў сям’і, не ў працэссе актыўных зносін з блізкімі людзьмі, а ва ўмовах спецыяльна арганізаванага навучання ў адпаведнасці з вучэбнай праграмай [1]. У сувязі з гэтым узрастае роля установы дашкольнай адукацыі, на якую ўскладваецца адказнасць не толькі за развіццё мовы і культуры маўленчых зносін у дзіцяці, але і за фарміраванне сродкамі мовы нацыянальнай самасвядомасці, за перадачу літаратурнай спадчыны, культурных традыцый, назапашаных беларускім народам на працягу гісторыі свайго існавання. Ва ўстанове дашкольнай адукацыі павінна быць створана такое моўнае асяроддзе, якое спрыяла б гарманічнаму развіццю дзіцяці, інакш кажучы, характарызавалася аптымальным развіццёвым патэнцыялам.

         Задача ўскладняецца тым, што многія дзеці не толькі не ўмеюць размаўляць па-беларуску, але не маюць пэўных навыкаў ва аўдзіраванні – не разумеюць звернутую да іх мову.

          Таму першым этапам ў фарміраванні беларускага маўлення павінна стаць развіццё навыка слухання. У гэты перыяд дзіцяці спяваюць калыханкі, расказваюць пацешкі, вершы, казкі, суправаджаючы маўленне эмацыянальнымі жэстамі і мімікай, актыўна выкарыстоўваючы лялькі, цацкі, малюнкі. Тым самым развіваецца ўменне ўспрымаць звернутую да дзіцяці мову, ствараюцца ўмовы для фарміравання пасіўнага слоўніка.

    Другі этап характарызуецца арганізацыяй дзейнасці для актывізацыі маўлення. Адбываецца пераход ад рэцэптыўнага (пасіўнага) да самастойнага гаварэння.

     Эфектыўнасць працы выхавальніка ў дадзены перыяд будзе залежыць ад пабудовы заняткаў у адпаведнасці з заканамернасцямі засваення другой мовы і дыдактычнымі патрабаваннямі. Неабходна мець на ўвазе, што другая мова засвойваецца, калі:

        развіты маўленчы аппарат, здольны каардынаваць моварухальныя і слыхавыя адчуванні;              сфармірована здольнасць разумець лексічныя і граматычныя моўныя значэнні;

       існуе апора на папярэдні маўленчы вопыт;

       улічваюцца ўзроставыя і індывідуальныя асаблівасці маўленчага развіцця дзіцяці;

      створаны ўмовы для фарміравання станоўчай матывацыі ў адносінах да засваення мовы.

     Пры арганізацыі адукацыйнага працэсу па развіцці беларускай мовы і культыры маўленчых зносін выхавальніку варта прытрымлівацца таксама пэўных дыдактычных рэкамендацый.

      Сёння ў псіхолага-педагагічнай літаратуры шмат пішацца аб неабходнасці навучання і выхавання ў адпаведнасці з прыродай дзіцячага развіцця. Гэта патрэбна ўлічваць найперш пры адборы дыдактычнага матэрыялу. Чаму аддаць перавагу – прозе ці вершу? Класік дзіцячай літаратуры, вялікі знаўца дашкольнай псіхалогіі К. І. Чукоўскі ў кнізе “Ад двух да пяці” піша: “Сярод шматлікіх метадаў, пры дапамозе якіх дзіця засвойвае агульнанародную мову, сэнсавая сістэматызацыя слоў займае не апошняе месца. Па ўяўленні дзіцяці, многія словы жывуць парамі” [2, с. 215]. Паэт сцвярджаў, што любая рыфма дастаўляе маленькаму чалавеку асаблівую радасць, яна з’яўляецца прадуктам нястомнай работы дзіцяці над сваім галасавым апаратам, дзякуючы якому цяжкая работа адчуваецца як гульня.

        У сувязі з гэтым рэкамендуецца прапаноўваць пераважна той матэрыял, у якім ёсць рытм і рыфма. Каб засвоіць сказ “Мяне завуць Іра”, можна дзесяць раз яго паўтарыць, уяўляючы пры гэтым сумныя твары дзяцей. А можна сказаць чыстагаворку:

          Не-не – завуць мяне,

          Уць, уць – мяне завуць.

        Таму вельмі важна, каб дзіця рухалася: падскоквала, пляскала ў далоні, прысядала, тупала нагамі. Навучанне ў руху – адно з важных патрабаванняў методыкі, заснаванай на кампетэнтнасным падыходзе. Гэта патрабаванне адпавядае таксама прыродным асаблівасцям дзяцей дашкольнага ўзросту. Менавіта ў гэты час ўзнікаюць першыя спробы вершатворчасці. Аднак, як піша К. Чукоўскі, толькі скачучы і махаючы рукамі, дзіця можа складаць свае вершы [2, с. 229]. Навучанне ў руху адпавядае і важнай тэндэнцыі сучаснай адукацыі – распрацоўцы і ўкараненню здароўезберагаючых тэхналогій. Дзіця, якое можа рэалізаваць на занятках сваю перапоўненую энэргію, патрэбнасць ў рухах, гульні, эмацыянальных выбухах, не стоміцца, не адчуе той перагрузкі, якая часта суправаджае адукацыйны працэс.

       Улічваючы, что вельмі важна развіваць маўленчы аппарат дашкольніка, адказны за моварухальныя і слыхавыя адчуванні, адным са структурных элементаў заняткаў павінна быць артыкуляцыйная гімнастыка. Яе задача – умацаваць мышцы артыкуляцыйнага апарата, развіваць сілу, рухомасць і дыферэнцыйнасць рухаў органаў, якія ўдзельнічаюць у маўленчым працэсе. Неабходна навучыць дзіця адрозніваць рускае і беларускае гукавымаўленне, умець ажыццяўляць хуткі пераход з рускага на беларускае артыкуляванне.

        Прынцып навучання ў руху рэалізуецца і праз арганізацыю практыкаванняў для ўдасканалення дробнай маторыкі. З гэтай мэтай варта прапаноўваць шматлікія пальчыкавыя гульні, якія садзейнічаюць не толькі актыўнаму развіццю маўленчых функцый, але і ствараюць пэўны эмацыянальны фон, станоўча ўздзейнічаюць на здароўе дзяцей. Усходнія медыкі выявілі, што масаж вялікага пальца павялічвае функцыянальную актыўнасць галаўнога мозга, указальнага – станоўча ўплывае на стан страўніка, сярэдняга – на кішэчнік, безыменнага – на печань і ныркі, мізенца – на сэрца.

    Неабходна імкнуцца, каб пальчыкавыя гульні праводзіліся ў спалучэнні рухаў з маўленнем дзяцей. Прагаворванне вершаваных радкоў адначасова з рухамі садзейнічае развіццю слыхавага ўспрымання, развівае здольнасць разумець змест вершаванага тэкста, адчуваць яго рытм. У выніку гэтага маўленне дзяцей становіцца больш упэўненым, дакладным, эмацыянальным. Пры навучанні другой мове важна ўлічваць таксама прынцып мінімізацыі моўнага матэрыялу. Жаданне даць на занятках як мага больш, атрымаць хуткі вынік у выглядзе ўласных дзіцячых выказванняў на практыцы вядзе да адваротнага – выпускнікі рускамоўнай установы дашкольнай адукацыі, як правіла, не валодаюць навыкам актыўнага гаварэння. У сувязі з гэтым мы лічым прынцыпова важным мінімізіраваць матэрыял – акрэсліць фанетыка- арфаэпічныя, лексічныя і граматычныя з’явы, адпавядаючыя практычнай вартасці, неабходныя для пабудовы ўласнага выказвання.

      Напрыклад, пры вывучэнні тэмы “Посуд” дзеці засвойваюць словы міска, талерка, шклянка, граматычныя канструкцыі у місцы, шклянцы, на талерцы, вучыцца вымаўляць гэтыя словы для таго, каб сфарміраваць звязнае выказванне. У выніку праведзенай работы становіцца магчымай арганізацыя сітуатыўнага дыялогу: “Што знаходзіцца ў тваёй місцы (шклянцы?, на талерцы?). – У маёй місцы суп (боршч). У маёй шклянцы чай (кампот, кісель). На маёй талерцы катлета (сасіскі, каша, сырнікі)”. Пры гэтым правільныя выказванні дзяцей замацоўваюцца ў свядомасці, набываецца здольнасць запамінаць традыцыю спалучэння моўных адзінак у патоку мовы, а гэта значыць, засвойваць норму літаратурнага маўлення.

       Прынцып мінімізацыі моўнага матэрыялу не супярэчыць выкарыстанню на занятках тэкстаў з незнаёмай лексікай. Паводле розных звестак навукоўцаў у беларускай мове толькі 10-20% слоў поўнасцю адрозніваюцца ад адпаведнай рускай лексікі. Гэта дазваляе дзецям у пэўнай ступені разумець выхавальніка. Незнаёмыя словы, якія нясуць ключавую сэнсавую нагрузку, пажадана тлумачыць праз кантэкст, у працэсе чытання або расказвання, абапіраючыся на лексічнае акружэнне. Аднак уводзіць іх у актыўны слоўнік не мэтазгодна, так як яны не заўсёды з’яўляюцца частотнымі, неабходнымі для прадуцыравання дзіцячых выказванняў. Арганізацыя на занятках дыялога, палілога – таксама неабходная ўмова навучання. Лепш за ўсё, калі маўленчай дзейнасцю будзе ахоплена як мага больш дзяцей, таму мы прапануем актыўна выкарыстоўваць калектыўныя гульні, харавыя адказы, драматызацыю невялікіх твораў, дзе кожнае дзіця атрымлівае ролю.           Падтрымка рухальнай актыўнасці спрыяе стварэнню той эмацыянальнай атмасферы, якая неабходна для фарміравання станоўчай матывацыі ў дзяцей, без якой навучанне ператвараецца ў цяжкую нецікавую працу.

              Спіс выкарыстаных крыніц

1. Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі / М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – Мінск : НІА, Аверсэв, 2013. – 416 с.

2. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. – Мінск : Народная асвета, 1983. – 319 с.

 

                                                                                                                                       07.04.2020


КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ

 

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия

Составить план – конспект, который включает в себя:

-Программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

-оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

 -предварительную работу с детьми (если необходимо)

 -ход занятия и методические приёмы

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

Создавать интерес к предстоящей работе

Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

 Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

 


КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ,

ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно- гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом. Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой. В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение. Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие оттого, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!" Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение. Пути формирования КГН. Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН. КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. "Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца".

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

На сегодняшний день существуют различные методы воспитания культуры общения у детей.

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - "ребенок-ребенок", "ребенок-дети" идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. В игре естественна подмена мотивов: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Нас же интересует воспитательная роль игры на уровень культуры общения детей, чему и будет посвящена вторая глава, в которой мы опишем экспериментальное исследование, направленное на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Новости

Сайт Президента РБ Администрация ЖД района г.Гомеля Отдел образования, спорта и туризма ЖД района г.Гомеля